В данной статье мы рассмотрим с вами, что собственно из себя представляет маркировка сигарет и табачных изделий, и как она устроена, какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы соответствовать новым требованиям закона, какое оборудование и программное обеспечение потребуется приобрести или обновить для правильной работы с маркировкой.

С 1 октября 2020 года в Казахстане стартует помарочный учет сигарет. Все производители, импортеры, дистрибьюторы и субъекты оптовой, и розничной торговли, чья деятельность так или иначе связана с оборотом табачной продукции, должны зарегистрироваться в системе маркировки и прослеживаемости товаров ИС МПТ. Поскольку наша компания ориентирована в основном на МСБ, то и рассматривать маркировку сигарет мы будем с позиции розничного бизнеса, т.е. не затрагивая тему оснащения и готовности к марикровке производителей, импортеров и дистрибуторов.

Что из себя представляет марикровка сигарет и табачной продукции?

Маркировка сигарет (как и вся другая продукция подлежащая обязательной маркировке в будущем) представляет из себя специальный двумерный DataMatrix-код, в котором закодирован уникальный идентификатор товара и его серийный номер, который также является уникальным для каждой единицы товара. Проще говоря, представьте обыкновенный штрих-код, EAN-8 или EAN-13, который есть на каждой пачке сигарет. Этот штрих-код в данный момент может нам рассказать лишь о наименовании данного товара и о его производителе. Он вмещает в себя не более 8 или 13 цифр, и регистрируется в международной базе данных GS1 для конкретного наименования товара. Так вот, новый код DataMatrix, применяемый для маркировки сигарет включает в себя данные о штрих-коде сигарет, а также уникальный серийный номер для конкретной пачки сигарет.

  DataMatrix-код для маркировки сигарет  

Это позволяет при чтении данного кода распознать не только наименование и производителя данных сигарет, но и когда конкретно были выпущены данные сигареты, на каком заводе, были ли они призведены в Казахстане или их импортировали из другой страны. Кроме того, просканировав данный код специальным приложением, которое будет предоставляться бесплатно оператором маркировки можно проследить всю цепочку движения данного товара от производителя до выбития товара из оборота, после его розничной продажи конечному потребителю.

Кому и зачем понадобилась маркировка товаров?

Конечно в первую очередь маркировка товаров необходима государственной власти, таможенным, акцизным и налоговым органам. Она позволит им в значительной мере выявить и предотвратить оборот контрафактной и контрабандной продукции, что безусловно повысит уплату налогов в казну государства.

Вместе с тем, маркировка весьма выгодна и самим производителям товаров, поскольку позволяет защитить свой бренд от подделок и нарастить объемы продаж в случае ухода с рынка контрафактной продукции. Кроме этого маркировка позволит производителям всегда быть вкурсе того, сколько и где на данный момент находится его продукции. Т.е. он будет иметь информацию о наличии своей продукции на складах дистрибьюторов и розничных магазинов. Это позволит более точно планировать графики производсва основываясь на этих данных.

Для потребителя маркировка тоже полезна. Она позволяет узнать всю информацию о товаре, его составе, сроках годности, и других параметрах. Согласитель очень здорово, когда вы непосредственно перед покупкой можете определить качество товара, его состав и является ли он подделкой, а в случае выявления нарушений сразу же сообщить об этом в систему маркировки. В целом маркировка призвана улучшить качество ввозимых и производимых товаров в стране и защитить население от покупки контрафакта.

Как это все устроено и как будет работать система маркировки товаров?

В целом система маркировки товаров - это большая информационная система учета с электронным документо-обротом, наподобии электронных счетов фактур. Если говорить о маркировке сигарет, то учет уникальных кодов в системе устроен следующим образом:

1) Производитель перед производством подает завку в систему маркировки о выдаче ему необходимого количества уникальных кодов. Система маркировки генериует это количество кодов и передает на баланс производителя. Производитель в свою очередь при производстве наносит на каждую пачку сигарет полученный уникальный код в виде DataMatrix и проверяет его на корректность чтения. Если марка успешно нанесена и считана, производитель ставит эту пачку сигарет себе на баланс.

2) При отгрузке сигарет со склада производителя на склад дистрибьютора в системе маркировки с помощью электронного документо-оборота производитель регистрирует факт передачи каждой пачки сигарет с указанием ее уникальной марки на баланс дистрибьютора, а тот в свою очередь при приемке переданных сигарет подтверждает своей электронной цифровой подписью, факт принятия на свой баланс данной партии.

3) Точно также, далее дистрибьютор передает маркированные товары в магазины, которые приобрели у него эти товары для реализации конечному потребителю. Владелец магазина, при приемке товаров тоже подписывает документ поступления своей электронной цифровой подписью, и берет на свой баланс полученное колчичество товаров.

4) В результате продажи магазином конечному потребителю маркированной пачки сигарет информация о ее продаже через он-лайн кассовый аппарат передается оператору фискальных данных, который в свою очередь передает эти данные в систему маркировки. Система маркировки регистрирует у себя факт выбития из оборота данной пачки сигарет, что завершает весь цикл от производства до продажи товара конечному покупателю.

Таким образом в системе маркировки товаров всегда отражен факт наличия маркированных товаров и видно сколько таких товаров находится у производителя, дистрибьютора или розничного магазина. Видно сколько маркированных товаров продано, сколько было возвращено, списано и т.д. На каждый вид операции существует свой регламент и все операции регистрируются участниками оборота маркированной продукции.

Когда начнется маркировка сигарет и как к ней подготовиться?

Первоначально старт маркировки сигарет планировался на 1 июля 2020 года, но из-за небезызвестной каждому из нас пандемии нового коронавируса дату начала перенесли на 1 октября 2020 года. Тем лучше для нас всех. Это позволит нам хорошо подготовиться к новым правилам и быть вовсеоружии. Тем более, что оператор маркировки в настоящий момент тоже готовится к публикации нормативных документов и регламентов по работе в системе маркировки, и надеемся в ближайшее время нам станет доступна официальная информация из первоисточника.

А пока давайте рассмотрим что именно необходимо для успешной реализации маркированной продукции, и какие шаги необходимо предпринять в первую очередь.

Поскольку выбитие из оборота маркированных сигарет будет происходить непосредственно через он-лайн кассовый аппарат, в первую очередь конечно необходимо обзавестись именно им. Какую лучше кассу выбрать чтобы не переплачивать в будущем читайте в нашей статье-обзоре кассовых аппаратов он-лайн. А для тех, у кого кассовый аппарат с передачей данных уже имеется рекомендуем обновить прошивку и убедиться, что ваша касса умеет работать с 2D сканером штрих-кодов.

Затем необходимо приобрести сам 2D сканер штрих-кода или при наличии такового убедиться, что он хорошо считывает DataMatrix-коды, которые нанесены на пачках сигарет. Обычный сканер одномерных штрих-кодов не подойдет, он не сможет считать и распознать код маркировки. Благо в период пилотного проекта по марикровке сигарет производители выпустили более 58 миллионов марикрованных пачек, и вы без труда найдете хотябы одну среди вашего ассортимента. О 2D сканерах штрих-кода вы можете ознакомиться в нашей статье "Какой сканер выбрать для автоматизации магазина".

В целом, для реализации маркированных сигарет этого комплекта будет достаточно. Но не стоит забывать про приемку и учет остатков товаров. И здесь не лишним будет упомянуть автоматизацию таких процессов в розничном магазине, поскольку вести помарочный учет товаров в магазине на тетрадке будет крайне сложно, если вообще возможно. Поэтому, тем владельцам магазинов, у которых розничная торговля полностью автоматизирована мы рекомендуем убедиться в возможности работы вашего ПО с информационной системой маркировки товаров. И если таковой нет, то нужно уже сейчас обращаться к разработчикам вашего ПО с вопросом об интеграции с ИС МПТ.

Тем же, кто еще не автоматизировал свой магазин мы рекомендуем задуматься над этим вопросом и действовать. Ведь уже совсем скоро, даже в маленьком магазине автоматизация бизнес-процессов станет необходимостью, без которой не обойтись. Цифровые системы и электронный документооборот уже вошел в нашу жизнь, и чтобы выжить в этом цифровом потоке необходимо соответствовать всем современным веяниям.

Как и зачем автоматизировать свой магазин вы можете прочитать в другой нашей статье. А за консультациями вы всегда можете обращаться к нашим специалистам, они с удовольствием помогут вам сделать правильный выбор и подберут наиболее оптимальное решение для вашего бизнеса.

К теме маркировки мы вернемся еще не раз, поскольку помимо маркировки сигарет в ближайшем будущем нас ждет маркировка алкогольной продукции, обуви, лекарственных средств и молочной продукции. А пока вы можете ознакомиться с методическими рекомендациями опубликованными на сайте оператора маркировки и при желании зарегистрироваться в ИС МПТ.